О технике русского воинского искусства Собор

СОБОР как традиционная воинская система доступен всем и опирается на понимание реальности, а не на систему опорных “костылей”, будь то сила, ловкость, хитрость, балон со слезоточивым газом, автомат, и т. п., потому является открытой внутренней системой – воинским искусством.
      Что это значит?  Это значит, что три, когда они едины, составляют одно. Три – это техника, мировозрение и вежество (способ общения).   Одно – это СОБОР.

 

 

 

"Подобно тому, как художник
 несколькими взмахами кисти,
 несколькими штрихами передает
 бездушной бумаге глубокий смысл и
 настроение, овладевающее душой
 созерцающих, подлинный мастер
 несколькими движениями может
 обратить в бегство многих противников,
 победив их души, захлестнув их
 разум смятением, получив власть
 над их телами…- это искусство."

"Двадцать два"


"Поэтому и основой всему - владение собой."

"Двадцать два"



 


Формальная техника СОБОРа состоит из:

* Позиций

* Передвижений

* Действий



О позициях.


Позицией в Соборе называется такое положение тела, при котором возможно выполнение соответствующего набора действий максимально эффективно – т.е. максимально быстро, максимально сильно, максимально жестко, максимально безопасно для действующего и т.п., а также возможно при этом максимально быстро среагировать на действия противника и изменить позицию или сделать необходимое передвижение.

Например:
Для мощной и жесткой атаки с упором вперед руками существует некий optimum - позиция РОД:
~ положение стоп вписано в прямоугольник с размерами 2 ширины плеч к 1, обе стопы плотно всей поверхностью прижаты к земле;
~ задняя нога выпрямлена, корпус и таз фронтальны и вертикальны;


~ вес распределен в пропорции золотого сечения; ~ обе стопы и колени смотрят вперед, а колено передней ноги нависает над основанием большого пальца стопы.

 

При этом любая модификация только ухудшит свойства позиции:
~ позиция короче – меньше упор и опора – удар слабее,
~ позиция длинее – медленнее передвижение,
~ позиция уже – плохая боковая опора для защиты,позиция шире – теряется мощность упора в заднюю ногу – удар слабее и медленнее передвижение,
~ согнута задняя нога – удар слабее,
~ пятка задней ноги оторвана от земли – удар слабее,
~ колени разведены – заметнее передвижение… Таким образом получается хорошая позиция для мощных действий и передвижений вперед, но несколько ограниченной мощностью по сторонам.



Для сильных действий в боковые направления поэтому используется другая позиция – ДОХ:

~ обе стопы плотно прижаты к земле на расстоянии 2 ширины плеч друг от друга, параллельны друг другу и смотрят вперед;
~ колени разведены наружуи согнуты так, чтобы нависали над основаниями больших пальцев стоп;
~ таз и корпус вертикальны и фронтом смотрят вперед;
~ вес тела распределен между стопами поровну.
ДОХ тем не менее несколько слабее РОДа при атакующих действиях вперед, хотя и обладает чуть большей свободай для оных, и абсолютно беззащитнее сзади.



Однако, наличие ярко выраженных сильных направлений у вышеописанных позиций предполагает и соответствующие относительные недостатки, как то – слабость для действий и передвижений в других направлениях. Для перекрывания этих недочетов в бою можно использовать позицию, обладающую большей маневренностью и защищенностью во всех направлениях, но не имеющую потенциальной возможности для длинной и мощной контратаки – МАЛ:

~ обе стопы плотно прижаты к земле, задняя – всей поверхностью, передняя – подушечкой за пальцами
~ положение стоп описывает квадрат со стороной 1 ширина плеч,
~ 90% веса – на задней ноге,
~ стопы и колени развернуты под 45 град.,
~ колено задней ноги нависает над основанием большого пальца,
~ таз убран назад, корпус вертикален, фронтом смотрят по направлению между коленей.
 Из МАЛА, безусловно, можно атаковать и во всех направлениях, но не настолько мощно и остро и на более короткую дистанцию.

СОБОР формально насчитывает 84 позиции, что связано с возможным количеством координаций, удовлетворяющих все возможные способы действия и их взаимосвязи. Думаю, здесь же стоит отметить, что хотя и целью позиций является чаще всего придание действиям нужной мощности и жесткости действиям, позиции – не есть некие жесткие “стойки”. Во-первых, и это очень важно, они требуют “сидения”, а во-вторых - каждая из них обладает свойственной ей свободой. Техника не возможна без дисциплины, но когда она есть, то окупается сторицей.



О передвижениях.

"...Ключ к победе содержится в правильных передвижениях…
 …Если, используя всю силу искренности, Вы атакуете противника двигайтесь вперед стремительно и уверенно, и заставьте отступить его под натиском Вашего хода…
 …Если противник силен, идите мимо него и атакуйте внезапно...
 …Если вы вынуждены отступать - пусть неуловимы будут Ваши уходы в сторону, а кружения и перемены направления лишат пртивника опоры и уверенности..." – так сказано в наставлениях СОБОРА.

Действительно, это так. Если сильный использует в бою свою силу, что остается более слабому? Если сильный использует в бою всю свою силу и скорость, что остается Вам? Только правильность и отточенность передвижений может создать преимущество. Несколько милимметров могут спасти от поражения и привести Вас к победе.

Формально, все передвижения можно схематичеси изобразить на картинке. Чего же практически невозможно нарисовать и коротко рассказать – это как правильно скоординировать при этом все части тела – от стоп до головы - и какое чувство (ощущение) вызывает правильное исполнение, тем более что каждая позиция налагает на передвижение свой характерный отпечаток.

К примеру: Подшаг в позиции ПОСТОЛ должен выполняться так, чтобы почти не было паузы между постановками первой и второй стопы на землю, - в одно движение. При этом ни в коем случае нельзя терять упор и опору позиции. В противном случае враг может воспользоваться этими ошибками, чтобы подсечь ноги или провести контратаку. Особенно важно сделать все правильно, если Подшаг производится на достаточно длинную дистанцию.

Правильное передвижение может быть быстрым и медленным, но оно никогда не разрушает участвующих в нем позиций.
 Правильное передвижение должно обладать “видением” ногами и телом, чтобы внимание глаз было сосредоточено на главном. Понимание этого тезиса приходит, если приходилось вести бой в условиях более сложной местности, чем ровный паркет в пустом зале.

Если б сороконожка задумалась над тем, как двигаются ее конечности, она не смогла бы сделать и шагу.
 Вероятно. Воин – не сороконожка.
 

О действиях.


– Как работают эти ученики – просто ВИН ЧУН!
– О да, ВИН ЧУН.
– А этот, какие позиции рук – прямо КАРАТЭ!!
– Да-а.
– А почему они так мало используют броски?!
– М-м.
– О, какие броски – похоже на АЙКИДО!
– …
– А этот прямой удар – также не били на Руси!!!
– Да почему же, черт возьми? Прямая что ли на Руси другая или на руках больше суставов?!
– На Руси никогда так не защищались от удара в голову – ее прятали под воротник тулупа.
– Ага, а яйца оставляли дома.
– "Каратэ в лаптях"
– …

Выходит, что если СОБОР – каратэ в лаптях, то каратэ – СОБОР босиком?! Сколько всего удалось наслушаться за последние почему-то десять – пятнадцать лет! Хотя, у каждого, конечно, свои представления о воинском искусстве – и не только о русском. Мне часто доводилось слышать “достоверные сведения” о том что на Руси если и было воинское искусство, то только под гармонь или на льду, потом правда многие поклонники “русского стиля” опровергали оппонентов, а иногда и сами себя.

Стоит напомнить одну мудрость: “Гора никогда не скажет реке, что река ничего не смылит в жизни, потому что течет в низинах и не видит небо, а река никогда не будет думать такого же о горе, поскольку та все время торчит на одном месте”. Книжки читать надо. Однако…

Однажды к господину Гурджиеву (известный учитель ”нетрадиционных наук” начала ХХ века) пришел другой достойный господин попить чаю и проситься в ученики, если мне не изменяет память. Там он спросил Гурджиева, надо ли читать оккультную литературу, чтобы лучше понять учение. Гурджиев ответил, что если бы означеный господин понял хотя бы одну книгу, из тех что прочел за всю свою жизнь, то ему не было бы нужды становиться учеником.

Но, это все к вопросу о стилях – удары руками, а может еще и ногами, броски, болевые и удушающие приемы, жесткая нейтрализация протиника или мягкое уговаривание его больше так не делать – что является основой СОБОРА?

Воинское искусство не может состоять из ударов ногами и руками, или из бросков – это может спорт. Но спорт это не воинское искусство!

Как-то наставников одной из наших секций году в 1990-м пригласили на собрание, посвященной учреждению одной федерации – собственно Каратэ. В речах инициаторов с трибуны то и дело мелькали слова “мастер спорта по Каратэ До”, пока кто-то из сидящих в зале не встал и сказал: “Друзья мои, но ведь черный пояс Каратэ и “мастер спорта” – абсолютно разные вещи!!!” Аплодисменты.

СОБОР – НЕ СПОРТ – это воинское искусство, Путь воина, Лестница в небо – если угодно.
В связи с этим в СОБОРЕ есть:

-удары, тычки и уколы руками (и локтями),

-удары, тычки и уколы ногами (и коленями),

-щиты и уводы,

-броски, болевые "приемы",

-удушения,

-подсечки и подбивы,

-действия с оружием,

-вероятно, я даже что-то упустил

АКАДЕМИЯ СОБОРА
AKADEMIYA SOBORA
(C) 2007, все права защищены